Кейсы эффективных практик
Основное направление реализации практики:
профориентация и профессиональное самоопределение обучающихся из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Место реализации практики:
Тамбовское областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Техникум отраслевых технологий»
г. Тамбов, ул. Рылеева, 77
Аннотация практики:
Профессиональная ориентация инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья является одним из основных и неотъемлемых условий социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Для эффективной профессиональной ориентации указанной категории граждан необходим комплексный подход, который позволит формировать мотивацию к трудовой деятельности, социализацию и внесению личного вклада в развитие общества. Для решения этой проблемы был создан Сетевой ресурсный центра профессиональной ориентации и профессионального самоопределения для обучающихся из числа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, который выполняет координирующие, организационные, методические и информационные функции.
Основные направления реализации практики:
содержание и технологии подготовки по профессиям/специальностям лиц с инвалидностью и ОВЗ.
Место реализации практики:
Тамбовское областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Тамбовский бизнес-колледж»
г. Тамбов, ул. Гастелло, 32
Аннотация практики:
Изменения, происходящие в российской системе образования, показали особую значимость реализации инклюзивного образования. В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов», которое нацеливает государство на обеспечение инклюзивного образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека. В рамках реализации программы «Цифровая экономика» организация дистанционного обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в профессиональных образовательных организациях является актуальной и необходимой.
В колледже создана и успешно функционирует дистанционная площадка для реализации дистанционного обучения инвалидов и лиц с ОВЗ.
Основное направление реализации практики:
профориентация и профессиональное самоопределение обучающихся из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Место реализации практики:
Тамбовское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Мичуринский аграрный техникум»
Тамбовская область, Мичуринский район, с. Турмасово
Аннотация практики:
Система профессиональной ориентации инвалидов и лиц с ОВЗ Тамбовской области функционирует с учетом современных приоритетов и стратегических ориентиров государственной и региональной политики. Особое внимание уделяется ранней профессиональной ориентации детей-инвалидов и детей из числа ОВЗ. В данной практики описан опыт сопровождения процесса ранней профориентации через реализацию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ профориентационной направленности.
Основное направление реализации практики: социально-педагогическое сопровождение
Место реализации практики:
Тамбовское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Индустриально-промышленный техникум»
Тамбовская область, г. Рассказово, ул. Пролетарская, д.23а
Аннотация практики:
В настоящее время обучающиеся из числа инвалидов и лиц с ОВЗ профессиональных образовательных организаций, сталкиваются с комплексом проблем, затрудняющих процесс их адаптации к социокультурной среде образовательной организации и усвоение учебных дисциплин, овладение профессией. Это обусловлено осложнившимся содержанием образования и резко повысившимися квалификационными требованиями ко всем обучающимся, с одной стороны, и оставшейся на прежнем уровне организационно-методической и технической базой поддержки образовательного процесса обучающихся данной категории — с другой. Сегодня в изменяющихся социально-экономических условиях важно активизировать поиск эффективных путей социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидов, так как они составляют особую социальную группу, испытывая значительные трудности в организации своей учебной, коммуникативной деятельности в силу имеющихся особенностей. Необходимо создать оптимальные условия для безбарьерной среды и успешной адаптации обучающихся с ОВЗ к новой системе обучения. Существующая потребность в инклюзивном образовании огромна, количество детей с подобными проблемами таково, что необходимо развивать инклюзивное направление в условиях профессиональной образовательной организации. Комплексное сопровождение образовательного процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья привязано к структуре образовательного процесса, определяется его целями, построением, содержанием и методами.
Для более успешного интегрированного обучения обучающихся с особыми образовательными потребностями необходимо не простое их включение в стандартный учебно-воспитательный процесс, а реализацию комплекса мероприятий социально-педагогического сопровождения.
Основное направление реализации практики:
содержание и технологии подготовки по профессиям/специальностям лиц с инвалидностью и ОВЗ.
Место реализации: Тамбовское областное государственное бюджетной профессиональное образовательное учреждение «Многоотраслевой колледж»
Тамбовская область, г. Моршанск, ул. Красная, д. 2
Аннотация практики:
Кейс раскрывает практический опыт работы педагогического коллектива в области разработки индивидуального образовательного маршрута. Перед коллективом колледжа стоит задача создать инлюзивные условия профессионального обучения и воспитания молодых людей с инвалидностью и ОВЗ. Для решения этой проблемы коллектив выбрал одну из современных педагогических технологий, в рамках которой использован метод образовательного индивидуального маршрута, как самый доступный и эффективный в работе колледжа с обучающимися с ОВЗ.
Основное направление реализации практики: социально-психологическое сопровождение.
Место реализации практики: Тамбовское областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Многопрофильный колледж им. И.Т. Карасева»
Тамбовская область, Тамбовский район, п. Строитель, мкр. Центральный д.23
Аннотация:
В практике социально-психологического сопровождения представлена технология социально-психологического сопровождения адаптации детей с ОВЗ на этапе перехода из школьных образовательных учреждений в учреждения СПО и проживания их в общежитии заведения. Предполагаемая система работы социальных педагогов, психолога, воспитателей и администрации на этапе перехода детей из школьных образовательных учреждений в учреждения СПО есть попытка если не преодоления, то хотя бы существенного смягчения психологических последствий данного педагогического кризиса.
Основные направления реализации практики:
содействие трудоустройству и постдипломное сопровождение выпускников из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Место реализации практики:
Тамбовское областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Тамбовский бизнес-колледж»
г. Тамбов, ул. Гастелло, 32
Аннотация практики:
Проблема трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций из числа инвалидов и лиц с ОВЗ, их социализация и вовлечение в полноценную общественную жизнь является одной из самых актуальных в настоящее время. Основными причинами, сдерживающими эффективное трудоустройство выпускников данной категории, являются: отсутствие механизмов, обеспечивающих взаимосвязь между рынком труда и рынком образовательных услуг; кадровая политика большинства организаций, ориентированная в основном на достижение текущих результатов, а не на перспективное развитие; отсутствие у большинства выпускников необходимых навыков самоопределения на рынке труда, ведения переговоров с работодателями по вопросам трудоустройства, а также завышенная самооценка своего профессионально-квалификационного уровня у значительной части выпускников. Создание системы содействия трудоустройству выпускников колледжа и адаптаций их к рынку труда позволило повысить уровень социально полезной отдачи системы профессионального образования, создало условия для реструктуризации кадрового состава организаций, профессионального и социального развития молодых специалистов и в конечном итоге снизило уровень социальной напряженности на рынке труда.
Основное направление реализации практики:
содействие трудоустройству и постдипломное сопровождение выпускников из числа инвалидов, и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Место реализации практики: Тамбовское областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Техникум отраслевых технологий»
г. Тамбов, ул. Рылеева, 77
Аннотация:
Данная практика описывает опыт организации комплексного сопровождения трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях базовой профессиональной организации, обеспечивающей поддержку инклюзивного профессионального образования региона.
Основное направление реализации практики: социально-педагогическое сопровождение
Место реализации практики:
Тамбовское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Мичуринский аграрный техникум»
Тамбовская область, Мичуринский район, с.Турмасово
Аннотация практики:
В данной практики описаны технологии и метод развития элементов творческого мышления обучающихся с нарушением интеллекта в процессе обучения по программе профессиональной подготовки.
Основное направление реализации практики: содержание и технологии подготовки по профессиям/специальностям лиц с инвалидностью и ОВЗ.
Место реализации практики:
Тамбовское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Мичуринский аграрный техникум»
Тамбовская область, Мичуринский район, с.Турмасово
Аннотация практики:
В данной практики описаны особенности реализации дополнительных профессиональных образовательных программ для развития дополнительных компетенций студентов с инвалидностью и ОВЗ в сфере туризма.
Описание практики.
Основное направление реализации практики:
содействие трудоустройству и постдипломное сопровождение выпускников из числа инвалидов, и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Место реализации практики: Тамбовское областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Техникум отраслевых технологий»
г. Тамбов, ул. Рылеева, 77
Аннотация:
Данная практика описывает опыт развития предпринимательских навыков и самозанятости лиц с инвалидностью и ОВЗ в условиях базовой профессиональной организации
Описание практики.
Основное направление реализации практики:
содержание и технологии подготовки по профессиям/специальностям лиц с инвалидностью и ОВЗ.
Место реализации практики: Тамбовское областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Техникум отраслевых технологий»
г. Тамбов, ул. Рылеева, 77
Аннотация:
Данная практика описывает образовательные технологии, методы при профессиональном обучении взрослых граждан с психическими расстройствами
Описание практики.
Основное направление реализации практики:
социально-педагогическое сопровождение
Место реализации практики: Тамбовское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Многоотраслевой колледж»
г. Моршанск, ул. Красная, 2
Аннотация:
Данная практика описывает организацию образовательного процесса и социализации лиц с интеллектуальными нарушениями в условиях специализированного центра
Описание практики.
Основное направление реализации практики:
повышение квалификации педагогических работников в области инклюзивного профессионального образования
Место реализации практики: Тамбовское областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Техникум отраслевых технологий»
г. Тамбов, ул. Рылеева, 77
Аннотация:
Данная практика описывает создание сетевого сообщества педагогических работников системы СПО по вопросам инклюзивного профессионального образования
Описание практики.
Цель проекта: создание единой цифровой среды, способствующей профессиональному самоопределению и осознанному выбору профессии с учетом психофизических возможностей людей с инвалидностью и ОВЗ, повышению мотивации к получению профессионального образования и обеспечению их конкурентоспособность на рынке труда.